Мораторий в помощь. Челябинские эксперты — о мерах по снижению налоговой нагрузки
В Госдуму внесены два законопроекта, которые, по утверждению авторов, обусловлены необходимостью поддержки малого и среднего бизнеса.
Хватит перестраиваться
Налоговые условия для малого и среднего бизнеса могут сделать неизменными на пять лет.
Соответствующий законопроект, разработанный депутатом Вячеславом Тетекиным, внесен в Госдуму. Новый порядок предусмотрен не как временная мера в условиях экономической нестабильности, а как постоянное общее правило.
Автор законопроекта отмечает, что малому и среднему бизнесу приходится работать в сложных условиях, когда постоянно меняются виды и ставки налогов, а также формы отчетности. Это негативно отражается на ведении бизнеса и в сложных экономических условиях может послужить фактором к закрытию фирм. Новые правила планируется ввести в действие с 1 июня 2015 года. По словам руководителя департамента юридических услуг компании LA'consulting Нелли Жучковой, в течение года изменений в налоговое законодательство может быть внесено более десятка, а на успешное развитие можно рассчитывать только при долгосрочном планировании бизнеса. «А для этого в свою очередь необходимо четкое понимание правовых и экономических процессов, влияющих на предпринимательскую деятельность», — говорит Жучкова. Она одобряет возможность введения пятилетнего моратория на изменение видов и ставок налога — этот срок, по ее словам, позволит бизнесу нормально развиваться. «Но я сомневаюсь, что этот мораторий будет принят, — добавляет она. — Вряд ли государство откажется от возможности менять порядок налогообложения в отношении такого сектора экономики, как малый и средний бизнес. Даже если предположить, что законопроект примут, то срок моратория скорее всего будет значительно меньше».
Эксперты считают, что было бы логично закрепить в законодательстве возможность заблаговременного и широкого обсуждения законопроектов. «То есть предоставить достаточно большой, не менее полугода, срок для изучения новых изменений и подготовки к ним, — поясняет Жучкова. — Когда налогоплательщика ставят перед фактом, ему нужно успеть быстро перестроиться под новую систему, а это достаточно болезненно».
Три года без проверок
Еще один мораторий — теперь уже относительно налоговых проверок — разработан Московской областной Думой. Инициаторы предлагают запретить налоговикам проводить выездные проверки малых компаний в течение трех лет, если во время предыдущей проверки не было выявлено нарушений. Исключение предусмотрено для проверок в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, которая может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Такую поправку планируется внести в ст. 89 НК РФ. Сейчас выездная налоговая проверка проводится в течение двух месяцев с возможностью продления до четырех месяцев, а иногда — до шести месяцев. При этом налогоплательщику нужно предоставлять документы, участвовать в экспертизах, осмотрах производственных, складских, торговых и других помещений, и т. д. «Это может отнимать у налогоплательщика много времени, что негативно влияет на его текущую деятельность», — отмечают авторы законопроекта.
Управляющий партнер юридической компании «Гольцева, Данилевский и партнеры» Ольга Гольцева подтверждает, что выездные проверки зачастую парализуют работу компании. Между тем, по ее словам, эффект от контрольных мероприятий просто несоизмерим с теми временными и финансовыми затратами, которые ложатся на плечи налогоплательщика. «Не секрет, что доля налоговых поступлений от малого бизнеса в общем объеме бюджета — это мизер», — отмечает эксперт. Гольцева положительно оценивает предложение ввести трехлетний запрет на налоговые проверки, более того, она считает, что не помешало бы вообще пересмотреть налоговую политику в отношении малого бизнеса. «Нужно сосредоточиться на крупных налогоплательщиках, которые форсируют основную доходную часть бюджета», — считает Гольцева. Нелли Жучкова не видит острой необходимости в введении такого моратория. «Конечно, в некоторых случаях налоговые проверки могут серьезно дестабилизировать основную работу компаний. Но практика показывает, что налоговые проверки малого бизнеса редко проводятся чаще одного раза в три года», — резюмирует Жучкова.
Поделиться